Запросить обратный звонок

Введите имя
Введите телефон

Авторизация

Я ознакомлен с документами учебного центра

Запросить консультацию

Введите имя
Введите телефон

Заказать услугу

Введите имя
Введите телефон

Запросить помощь по проектам

Введите имя
Введите телефон

Задать вопрос по услугам

Введите имя
Введите телефон

Спасибо!

Мы свяжемся с вами через несколько минут!

Закрыть

Обучение комиссии по проверке знаний по охране труда

Положения закона[1], говорящее об обучении руководителей и специалистов в учебном центре, можно толковать по разному – с одной стороны, достаточно обучить только 3 сотрудников, для создания комиссии. С другой стороны – нужно обучать всех руководителей.
           На текущий день сложилась практика обучения только трёх сотрудников (членов комиссии по проверке знаний). Она основывается на практике проведения проверок ГИТ – во время проведения проверок инспекцию удовлетворяет наличие обучения только у 3 членов комиссии.
           Однако закон можно толковать по разному и есть вероятность, что инспекция начнёт при проверках спрашивать обучение в учебном центре для всех руководителей.
           Осенью 2016 года Минтруд опубликовал открытое письмо, в котором разъяснил порядок обучения, подтвердив необходимость обучать всех руководителей в учебном центре. Текст письма прилагается.
            Есть противоречивая судебная практика, которая доказывает, как одну, так и другую точку зрения. Для примера приводим текстовки двух судебных решений, Первое говорит в пользу обучения только 3 сотрудников, второе – что обучать нужно всех руководителей.
            В связи с этим, мы настоятельно рекомендуем провести обучение руководителей (организации и структурных подразделений) в учебном центре. За помощью в определении состава обучаемых и организации обучения вы можете обратится к нашим специалистам. 

_______________________________________________________________________________________________________

[1] Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 октября 2016 г. № 15-2/ООГ-3609

       Департамент условий и охраны труда рассмотрел в пределах компетенции обращение по вопросу, связанному с обучением и проверкой знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее - Порядок).

1, 2. В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время вопросы обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда урегулированы Порядком.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

Одновременно сообщаем о том, что проведение инструктажей по охране труда является одной из форм обучения по охране труда. В этой связи проведение инструктажей по охране труда не может подменять другие виды и формы обучения (например, периодическую проверку знаний требований охраны труда).

3. Пунктом 2.3.2 Порядка определено, что руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций проходят обучение по охране труда в обучающих организациях.

В соответствии с действующим законодательством вышеуказанные обучающие организации должны быть аккредитованы в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (далее - Приказ).

Одновременно поясняем, что для организации обучения по охране труда вышеуказанных лиц в самом хозяйствующем субъекте необходимо пройти обязательную аккредитацию в порядке, установленном Приказом.

При этом необходимо отметить, что согласно указанным Правилам организация, предполагающая осуществлять обучение работодателей и работников вопросам охраны труда, при прохождении аккредитации в соответствии с Приказом указывает в том числе сведения о документах, подтверждающих право на осуществление образовательной деятельности, выданных в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти (в том числе о лицензии).

Остальные специалисты организации в соответствии с абзацем 10 пункта 2.3.2 Порядка могут проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в самой организации.

К вышеуказанной категории, по нашему мнению, относятся специалисты организаций, в должностные обязанности которых не входят функции, связанные с организацией, руководством и проведением работ на рабочих местах и в производственных подразделениях.

Для организации и проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда данной категории специалистов и работников рабочих профессий хозяйствующему субъекту аккредитация в соответствии с Приказом не требуется.

Дополнительно поясняем, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), которым также определяется правовое положение участников отношений в сфере образования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 273-ФЗ обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В статье 10 Федерального закона № 273-ФЗ приведена структура системы образования, при этом в числе подвидов дополнительного образования указано дополнительное образование детей и взрослых.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

В соответствии с пунктом 1.1 Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников.

Таким образом, задачей обучения по охране труда является повышение уровня знаний, умений, навыков и компетенции специалистов, обновление ранее приобретенных ими знаний.

На основании вышеизложенного, по мнению Департамента, обучение по охране труда работодателей и работников организаций является видом образовательной деятельности, требования к которой содержатся в законодательстве Российской Федерации об образовании. Указанное обучение можно отнести к дополнительному образованию, подвиду - дополнительное образование детей и взрослых.

В этой связи, организации, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны иметь документ, подтверждающий право осуществления образовательной деятельности (лицензию на осуществление образовательной деятельности, с указанием подвида дополнительного образования), выданный в установленном порядке уполномоченным органом исполнительной власти.

4, 5. Необходимость проведения обучения по охране труда вновь поступающих работников обусловлена различным характером производственной деятельности хозяйствующих субъектов, наличием своих локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности, правил и инструкций по охране труда.

Учитывая вышеизложенное, поясняем, что все поступающие на работу в организацию лица, в том числе и внешние совместители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда вне зависимости от того, проходил ли работник обучение по охране труда в период работы в другом хозяйствующем субъекте.

6. Согласно пункту 3.5 Порядка проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности.

Пунктом 3.8 Порядка определено, что работник, не прошедший проверку знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.

В этой связи поясняем, что проверка знаний требований охраны труда проводится после прохождения обучения по охране труда работниками организации в соответствии с Порядком.

7. Согласно пункту 2.2.3 Порядка порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

Дополнительно сообщаем, что в целях совершенствования законодательства Российской Федерации об охране труда Минтрудом России проводятся мероприятия по разработке законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)", которым в том числе предполагается изложение раздела X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации в новой редакции.

После внесения вышеуказанных изменений, включая изменения в статью 225 Трудового кодекса Российской Федерации, будет проведена работа по пересмотру действующего Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

 

Заместитель директора

Департамента условий

и охраны труда

Т.М.ЖИГАСТОВА

 

 МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу N 7-4235/2016
Судья Смолина Ю.М.

 

     Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Шишханова М.О. по доверенности Е. на решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 19 января 2016 года, которым постановление N *** государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Москве от 21.08.2015, которым Шишханов М.О. как должностное лицо Президент ПАО "***" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения,установил:

Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Москве 21.08.2015 вынесено постановление N *** о назначении должностному лицу Президенту ПАО "***" административного наказания по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Защитник обжаловал постановление в суд и 19.01.2016 судьей Таганского районного суда Москвы вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился защитник должностного лица, указывая, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не были учтены все обстоятельства дела, в том числе незаконность выданных предписаний, нарушение норм процессуального и материального права.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Шишханова М.О. по доверенности Е., поддержавшую доводы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи Таганского районного суда Москвы подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 11.06.2015, Шишханов М.О., являясь должностным лицом Президентом ПАО "***" (Москва, Известковый пер. 3), в нарушение ст. ст. 76, 212, 225 ТК РФ и Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций от 13.01.2003 N 1/29, допустил до работы (не отстранил от работы) *** Я., не прошедшую в установленном порядке обучения и проверку знаний и навыков в области охраны труда, поскольку обучение по охране труда проводится самой организацией (ПАО "***"), в которой проверка проводится аттестационной комиссией самого Банка, что противоречит вышеуказанному Порядку обучения.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Суд первой инстанции данные обстоятельства при рассмотрении дела не учел и пришел к выводу о доказанности вины должностного лица, оставив без изменения постановления должностного лица Государственной инспекции труда в Москве.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан в том числе обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Согласно требований ст. 225 ТК РФ, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.

Пунктом 2.3 данного порядка предусмотрено, что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года; вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации).

Обучение по охране труда проходят: руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Между тем, должность "***", как это следует из соответствующей должностной инструкции, не предусматривает организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; не относится к категории инженерно-технических либо педагогических работников или иных категорий, требующих обучения в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Из материалов дела следует, что приказом N *** от 16.12.2014 в ПАО "***" создана комиссия по проверке знаний требованиям охраны труда, в состав которой вошли должностные лица ПАО "***", прошедшие обучение в Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Институт международного учета и управления" (лицензия Департамента образования Москвы и уведомление о внесении в реестр аккредитованных организаций).

Приказом N *** также утверждены программа обучения и экзаменационные билеты по охране труда для руководителей и специалистов.

Работники банка, в том числе *** Я., прошли обучение по охране труда в Банке и аттестованы комиссией по проверке знаний охраны труда для руководителей и специалистов.

Вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда о том, что аттестационная комиссия ПАО "***" не правомочна проводить проверку знаний у руководителей, специалистов, перечень которых приведен в абзаце 1 - 8 п. 2.3.2 указанного Порядка, является неверным, так как пп. 3 п. 2.3.3 названного порядка не содержит запрета на прохождение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда руководителями и специалистами по соответствующим программам непосредственно в самой организации, имеющей комиссию по проведению знаний охраны труда, а в ПАО "***" такая комиссия создана.

Следует также отметить, что п. 10 предписания ГИТ от 11.06.2015 N *** (об обучении должностных лиц Банка охране труда и проверке знаний требований охраны труда) и предписание от 11.06.2016 *** об отстранении указанных сотрудников банка от работы, как не прошедших соответствующее обучение, признаны незаконными Московским городским судом (определение по делу N 33-8192/2016 от 06.04.2016 размещено на официальном сайте www.mos-gorsud.ru).

При таких обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в действиях Президента ПАО "***" отсутствует.

В связи с изложенным, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,решил:

решение судьи Таганского районного суда города Москвы от 19 января 2016 года, постановление N *** государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Москве от 21.08.2015, которым Шишханов М.О. как должностное лицо Президент ПАО "***" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей, - отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 

Судья

Московского городского суда

А.Г.ВАСИЛЬЕВ

  

 Челябинский областной суд

Определение № 11-1908/2015 от 24 февраля 2015 г. по делу № 11-1908/2015

Судья: Аганина Т.А. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

       24 февраля 2015 года город Челябинск  Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Шигаповой СВ., судей Жукова А.А., Загайновой А.Ф., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Челябинский металлургический комбинат» на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 ноября 2014 года по гражданскому делу по заявлению открытого акционерного общества «Челябинский металлургический комбинат» о признании незаконным пункта 5 предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области № 05ОТ-1711/92/3 от 02 сентября 2014 года, заслушав доклад судьи Жукова А.А. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО «ЧМК» - Головко О.О., действующей на основании доверенности,

установила:

Открытое акционерное общество «Челябинский металлургический комбинат» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене пункта 5 предписания Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Салтыкова А.С. от 02 сентября 2014 года №05ОТ-1711/92/3.

В обоснование требований заявитель указал, что в соответствии с пунктом 5 предписания на ОАО «ЧМК» наложена обязанность «в срок до 01 октября 2014 года провести обучение руководителей организации, заместителей руководителей организации, курирующих вопросы охраны труда, заместителей главных инженеров по охране труда, руководителей, специалистов, инженерно-технических работников, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, специалистов служб охраны труда, работников, на которых возложены обязанности организации работы по охране труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, в обучающей организации в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 апреля 2010 года №205н, имеющей аккредитацию на оказание услуги «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда». Основание: статья 225 Трудового кодекса РФ, п. 2.3.1, абз. 2 п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29). С данным пунктом предписания заявитель не согласен, поскольку указанные в нем нормативные акты допускают возможность обучения работников указанной категории в самой организации при наличии у нее комиссии по проверке знаний требований охраны труда. Данная комиссия на ОАО «ЧМК» имеется. Кроме того, установленные инспектором сроки исполнения предписания с учетом большой численности работников, подпадающих под категорию, указанную в пункте 5 предписания, и необходимости несения дополнительных затрат является заведомо нереальным для его исполнения.

В судебном заседании представитель заявителя ОАО «ЧМК» - Головко О.О., действующая на основании доверенности от 02 июля 2012 года, на удовлетворении требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области Салтыков А.С, действующий на основании доверенности от 29 октября 2014 года, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

13 ноября 2014 года судом постановлено решение об отказе в удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом «Челябинский металлургический комбинат» требований.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО «ЧМК» обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не мотивированы, из указанных в решении суда норм закона и иных нормативных правовых актов не следует обязанность работодателя проводить обучение руководителей и специалистов по охране труда только в обучающей организации. Судом не опровергнуты доводы ОАО «ЧМК» о том, что Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01 апреля 2010 года № 205н к рассматриваемым правоотношениям не применим, поскольку ОАО «ЧМК» услуги в области охраны труда не оказывает, имеет в своей структуре собственную службу охрану труда и обучая своих работников по вопросам охраны труда выступает как работодатель, а не как сторонняя организация, оказывающая данные услуги. Оснований для изменения существующего порядка обучения не имеется. В материалы дела не представлено доказательств нарушения порядка обучения, такие нарушения инспектором установлены не были.

Представитель заявителя ОАО «ЧМК» - Головко О.О., действующая на основании доверенности от 02 июля 2012 года, в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивала на удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в ней.

Представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области в суде апелляционной инстанции участия не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав мнение участников процесса, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, судебная коллегия не установила оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

В соответствии с требованиями статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав.

В соответствии со статьей 361 Трудового кодекса РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацам 5, 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, в связи с произошедшим в ОАО «ЧМК» несчастным случаем со смертельным исходом 03 сентября 2014 года государственным инспектором труда по охране труда Салтыковым А.С. была окончена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права в ОАО «ЧМК».

Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) № 05ОТ-1711/92/2 от 03 сентября 2014 года в деятельности ОАО «ЧМК» зафиксированы нарушения трудового законодательства, в связи с чем было выдано предписание в пяти пунктах, срок выполнения установлен до 01 октября 2014 года.

Пунктом 5 предписания на ОАО «ЧМК» возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательств и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, провести обучение руководителей организации, заместителей руководителей организации, курирующих вопросы охраны труда, заместителей главных инженеров по охране труда, руководителей, специалистов, инженерно-технических работников, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, специалистов служб охраны труда, работников, на которых возложены обязанности организации работы по охране труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда, в обучающей организации в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 апреля 2010 года №205н, имеющей аккредитацию на оказание услуги «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда». (Основание: статья 225 Трудового кодекса РФ, п. 2.3.1, абз. 2 п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29).

Отказывая в удовлетворении заявления о признании предписания незаконным, суд исходил из того, что при рассмотрении дела установлены факты нарушения работодателем трудового законодательства, с вязи с чем, требования государственного инспектора труда, содержащиеся в предписании, являются правомерными. С данными выводами суда соглашается и судебная коллегия.

Часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно положениям статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В силу абзаца 1 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерством труда РФ, Министерства образования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерством труда РФ, Министерства образования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и производств», а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (абзац 3); специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (абзац 4); специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации (абзац 5); специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти (абзац 6); специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда -в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (абзац 7); члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (абзац 8); члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации (абзац 9).

В соответствии с абзацем 10 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерством труда РФ, Министерства образования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Таким образом, проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда, могут только руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям, не входящие в круг лиц, указанных в абзацах 2-9 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Министерством труда РФ, Министерства образования РФ от 13 января 2003 года № 1/29.

Разрешая данное дело, суд обоснованно исходил из того, что работники Н.А.Г., Ш.Ш., В.О.А. относятся к числу лиц, указанных в абзаце 3 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, при этом исполняющий обязанности электрика ЦТО № 1 Н.А.Г., электромонтер Ш.Ш. (допускающий к работе), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования В.О.А., обучение в организации, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01 апреля 2010 г. № 205н, имеющей аккредитацию на оказание услуги «обучение работодателей и работников вопросам охраны труда», не прошли. Делая такой вывод, суд исходил из имеющихся в материалах дела должностных инструкций электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электрика участка, приказов начальника ЦТО, начальника цеха ремонта металлургического электрооборудования, протоколов ежегодной проверки знаний персонала по инструкциям по охране труда и промышленной безопасности, производственно-техническим инструкциям, выписок из инструкции по охране труда для электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит правильными и соответствующими обстоятельствам настоящего гражданского дела, поскольку данные выводы подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым судом дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки доказательств и установленных судом на их основе обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется. Доводы апелляционной жалобы ОАО «ЧМК» о том, что судом при вынесении решения не были мотивированы выводы, из указанных в решении суда норм закона и иных нормативных правовых актов не следует обязанность работодателя проводить обучение руководителей и специалистов по охране труда только в обучающей организации, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела заявителем.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01 апреля 2010 года № 205н к рассматриваемым правоотношениям не применим, поскольку ОАО «ЧМК» обучая своих работников по вопросам охраны труда выступает как работодатель, а не как сторонняя организация, оказывающая данные услуги, являются несостоятельными, поскольку данные доводы проверялись в судебном заседании, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции с приведением мотивов принятого решения.

По результатам проверки в связи с произошедшим в ОАО «ЧМК» несчастным случаем со смертельным исходом лицом, уполномоченным на проведение проверки, составлен акт от 03 сентября 2014 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения и вынесено предписание № 05ОТ-1711/92/3, при этом одной из причин несчастного случая, установленных комиссией, явились недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, выразившиеся в не проведении инструктажа работникам. Таким образом, доводы, указанные в жалобе об отсутствии доказательств нарушения порядка обучения, являются несостоятельными. Вопреки доводам апелляционной жалобы, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании исследованных доказательств, оценка которым дана согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Иное толкование заявителем примененных судом норм права и другая оценка природы правовых отношений, сложившихся между сторонами, не означает нарушения судом норм материального и процессуального права. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Челябинский металлургический комбинат» - без удовлетворения.